Зорина Т.Ю.

В пеленках с планшетом?

12
Источник http://hubpages.com/family/best-toddler-games-ever

Сколько Вам было лет, когда вы начали осваивать планшет/iPhone?

В каком возрасте Ваши дети   познакомились с этими гаджетами?

Как много пользы они  получили от этого знакомства в раннем возрасте?

Неужели  наши дети будут лучше развиты благодаря таким игрушкам?

Когда нужно приобщать их к высоким технологиям?

Однажды врач-массажист предложила поставить моему четырехмесячному ребенку «специальные развивающие мультики для малышей от 3 месяцев» [5], что бы он  спокойно полежал во время массажа. Вот  тогда-то у меня и возникли все эти вопросы.

Возможно, врач оказалась современнее меня. Ведь сейчас действительно имеет место динамика снижения  возраста пользователей гаджетами. Согласно исследованиям в 2010 году процент детей до двух лет, которые использовали мобильные игрушки, был 10%. И всего лишь за пять лет он увеличился в девять раз, до 90% [14, 15].  Если же говорить о просмотре телепередач, то в немецком журнале Spiegel Online от 14 февраля 2011г., было отмечено, что сейчас дети начинают смотреть телевизор с 4-х месяцев. В то время как в 1970-е годы самым юным зрителям было от 4-х лет.

График 1.

Процент детей до двух лет, которые используют мобильные приспособления

В пеленках с планшетом

 

Конечно, компьютерные технологии появятся в жизни ребенка! Но давайте разберемся, с какого возраста ребенок может начать получать пользу от гаджета, как от предмета, помогающего в образовании, а не как от нестандартной, цветной и поющей игрушки.

Исследовать данный вопрос я начала с характерного для нашего менталитета вопроса: “А как другие делают?” И столкнулась с неоднозначными мнениями. Кто-то разрешает планшеты с малых лет [6] и даже готов купить специальный детский (укрепленный) планшет, который  “будет находиться в руках пользователя, который ничего не смыслит ни в особенностях Android, ни в том, насколько корпус защищен от ударов и влаги”[7]. Кто-то разрешает играть дозировано и только в развивающие игры.   Кто-то категорически запрещает даже дотрагиваться до родительских телефонов, и как Стив Джобс, и другие жители Силиконовой долины, отдают своих детей в специальные не компьютеризированные школы [9].

Как мы видим, коллективный разум не пришел к единому мнению, относительно оптимального возраста для знакомства детей с высокими технологиями. Но если мы призовем на помощь ученых и проанализируем результаты исследований, то сможем разглядеть ориентировочные цифры.

Несмотря на то, что первый iPhone был представлен 9 января 2007 года [12], исследования о влиянии детских «развивающих» телепередач и  компьютеров на эффективность обучения, были начаты задолго до этой даты. Еще в 1997 г., американский публицист Тодд Оппенхаймер, написал книгу «Компьютерное заблуждение», о том, что положительного влияния компьютеров на обучение в школе нет [18]. В то время как при проведении исследований с участием студентов, а не школьников, была обнаружена ощутимая помощь техники.

 Что касается развивающего видео, показательным является тот факт, что корпорация The Walt Disney Company отозвала обучающие фильмы «Бэби Эйнштейн» через два года после выпуска, с компенсацией их стоимости. Поскольку было доказано, что продукт не только не помогает в развитии, а задерживает его, в особенности тормозит развитие речи. Вот почему руководство компании приняло решение отозвать продукцию, во избежание  судебных исков о нанесении вреда ребенку.

Что касается конкретных факторов, которые влияют на развитие ребенка, их, для большей наглядности, можно представить в виде таблицы 1.

Таблица 1.

Влияние компьютерных устройств на физическое и психическое развитие ребенка

Влияние компьютерных устройств на физическое и психическое развитие ребенка

Как видно из таблицы, особенно негативное влияние техника оказывает на детей до  двух лет.

В тоже время, Джейн М. Хенли, доктор философии, утверждает “К семи годам в головном мозге ребенка происходят огромные изменения. В этом возрасте дети действительно способны делать интересные и полезные вещи с помощью компьютера”[10].Как видно из таблицы, особенно негативное влияние техника оказывает на детей до  двух лет.

Возвращаясь к уже упомянутому исследованию, повторюсь, что дети, которые не пользовались компьютером, демонстрировали лучшие показатели успеваемости, чем школьники с «помощником». Ведь даже взрослые гораздо лучше и глубже понимают то, с чем сталкивались на практике. И это логично, так как треть коры головного мозга человека отвечает за зрение, вторая треть — за моторику, а за все остальное отвечает последняя треть. Именно поэтому экранное образование не может заменить изучение мира практическим путем.

Возможно, Вы возразите: «Никто не собирается держать ребенка перед экраном сутками. Неужели мультик на 5-10 минут может повредить?» Десятиминутный мультфильм может и не повредит. Но сколько Ваших усилий и времени уйдет на то, чтобы остановить сеанс или объяснить ребенку, что сегодня мультиков больше не будет?

 Это мы, взрослые, знаем, что просмотр видео вредит зрению, сладкое ведет к лишним килограммам, а от сахара портятся зубы. Нам, с разной степенью успешности удается себя контролировать и ограничивать. У детей механизмы контроля еще не выработаны. Они если что-то хотят – то все и сразу, так работает их мозг. Я бы отнесла  «экранные» технологии к продуктам «группы высокого риска». Таким же, как алкоголь или лекарственные препараты. Пользователь должен достичь определенного уровня зрелости, чтобы понимать для чего и сколько их можно потреблять без вреда для собственного существования.

Итак, можем подвести итоги. Как мы видим, данная проблема довольно острая, и конечно давать ребенку планшет до двух лет или нет – решение за родителями. Но давайте вспомним слова швейцарского психолога Жана Пиаже: «Цель образования — воспитать мужчин и женщин, которые будут способны создать нечто новое» [17]. Задумайтесь над простой мыслью –  ведь планшеты и iPhon созданы людьми, у которых не было интерактивных игрушек, они наверняка складывали деревянные пирамидки и играли обычными пластмассовыми машинками. Так может «простые» игрушки  не так уж и бесполезны?

P.S. В следующей статье будут представлены практические советы по замене планшета – «электронной няни».

Список источников

  1. Уорнер П. 160 развивающих игр для детей от рождения до трех лет / Пенни Уорнер; Пер. с англ. – 4-е изд. – М.: Альпина нон-фикшн, 2016. – 352 с. (Серия «После трех уже поздно»).
  2. Кронгауз Е. Я плохая мать? И 33 других вопроса, которые портят жизнь родителям. – Москва: Издательство АСТ: CORPUS, 2016. – 320 с.
  3. Коннер, Б. 710 способов оторвать ребенка от компьютера и телевизора / Б. Коннер; пер. с англ. Н.В. Жулаева. – Минск: «Попурри», 2009. – 544 с.: илл.
  4. Некрасова З., Некрасова Н. Как оттащить ребенка от компьютера и что с ним потом делать. – М.: ООО Издательство «София», 2007. – 256 с.
  5. Tiny Love Развивающий Мультик Для Малышей от 3 месяцев до 3 лет (ПОЛНАЯ ВЕРСИЯ) Тини Лав, поделился Петров С. https://www.youtube.com/watch?v=tw3sFdKa5a8https://www.youtube.com/watch?v=tw3sFdKa5a8
  6. Майоров О. Звезды, которые пытаются запретить детям гаджеты, www.wday.ru/deti/zvezdnye-roditeli/zvezdnyie-deti-i-gadjetyi/3/http://www.wday.ru/deti/zvezdnye-roditeli/zvezdnyie-deti-i-gadjetyi/3/
  7. Харитонов Е. Добрый робот для ребёнка. Обзор планшета TurboKids Star, http://www.ferra.ru/ru/notebooks/review/turbokids-stars-tablet-for-child/#. Wbz1Q3WLTVNhttp://www.ferra.ru/ru/notebooks/review/turbokids-stars-tablet-for-child/ – .WBz1Q3WLTVN
  8. Харитонов Е. Как настроить планшет или смартфон для ребёнка, http://www.ferra.ru/ru/mobile/eview/smartphones-tablets-settings-guide-for-parents/#.WCI0HnWLTVMhttp://www.ferra.ru/ru/mobile/eview/smartphones-tablets-settings-guide-for-parents/ – .WCI0HnWLTVM
  9. LESNAR S. Why Steve Jobs Didn’t Let His Kids Use iPads (And Why You Shouldn’t Either), http://nextshark.com/why-steve-jobs-didnt-let-his-kids-use-ipads-and-why-you-shouldnt-either/http://nextshark.com/why-steve-jobs-didnt-let-his-kids-use-ipads-and-why-you-shouldnt-either/
  10. Ребенок – дошкольник и компьютер. Развитие или зависимость, http://32.tvoysadik.ru/file/download/335http://32.tvoysadik.ru/file/download/335
  11. Александр@Anarxist Влияние планшета на ребенка (2-13 лет), https://geektimes.ru/post/252244/https://geektimes.ru/post/252244/
  12. Материал из Википедии — свободной энциклопедии, iPhone https://ru.wikipedia.org/wiki/IPhonehttps://ru.wikipedia.org/wiki/IPhone
  1. Интервью доктора Комаровского «Дети и планшеты», http://interview.komarovskiy.net/deti-i-planshety.htmlhttp://interview.komarovskiy.net/deti-i-planshety.html
  2. Wagner M. 38% of Children Under 2 Use Mobile Media, Study Says, ://mashable.com/2013/10/28/children-under-2-mobile-media-study/ #UC8uly6dGkq0
  1. Wanshel E. 10 Reasons Why You Shouldn’t Give A Child A Smartphone Or Tablet http://www.littlethings.com/reasons-not-to-give-children-technology/http://www.littlethings.com/reasons-not-to-give-children-technology/
  1. Rakul R. At what age should young children be allowed to use mobile phones/digital devices?, https://www.quora.com/At-what-age-should-young- , https://www.quora.com/At-what-age-should-young-children-be-allowed-to-use-mobile-phones-digital-devices children-be-allowed-to-use-mobile-phones-digital-deviceshttps://www.quora.com/At-what-age-should-young-children-be-allowed-to-use-mobile-phones-digital-devices
  1. The Psychology Book, p.262.
  2. Шпитцер Манфред Антимозг: цифровые технологии и мозг / Манфред Шпитцер; пер. с немецкого А.Г. Гришина — Москва: АСТ, 2014. – 288 с.
  3. Ребенок смотрит телевизор: сколько можно, вредное влияние и как отучить. http://psycabi.net/detskaya-psikhologiya/614-rebenok-smotrit-televizor-skolko-mozhno-vliyanie-televizora-na-detejhttp://psycabi.net/detskaya-psikhologiya/614-rebenok-smotrit-televizor-skolko-mozhno-vliyanie-televizora-na-detej
  4. Сколько можно сидеть за компьютером ребенку с года до трех http://babyvcentre.ru/malysh/razvitie-vashego-malysha/skolko-mozhno-sidet-za-kompyuterom-rebenku-s-goda-do-treh.html

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *