Автор статьи Антонец С.А.
Интернет-зависимость это сравнительно новое явление в психологии и психиатрии, возникшее вместе с наступлением цифровой эпохи. Впервые термин был применен американским психиатром и психофармакологом Айвеном Голдбергом в 1995 году («Internet Addiction Disorder», IAD). Составленный им, так называемый «Тест Голдберга», на самом деле, был пародией на механистический язык DSM – Диагностическое и статистическое руководство по психическим заболеваниям. Тем не менее, сотни людей зарегистрировались на сайте и прошли этот тест. Позднее, в газете Нью-Йоркер, Голдберг заявил, что создавать группы поддержки для интернет-зависимых так же бессмысленно, как и группы поддержки для людей, страдающих кашлем.
В это же самое время во многих странах, в том числе и в США, уже проводились первые серьезные исследования, связанные с этим отклонением. Закономерно, что первые исследования, касающиеся данной проблемы, возникли в странах с высоким уровнем развития информационных технологий – помимо США, например, в Южной Корее, Китае, Германии. Сейчас нам известны данные подобных исследований в Греции, Пакистане, Чехословакии и Тайване. Наиболее фундаментальные исследования были проведены в США под руководством Доктора Кимберли Янг, профессора психологии Питтсбургского университета, автора книги «Пойманные в сети».
В своих работах профессор Кимберли Янг отмечает, что количество детей, страдающих привязанностью к Интернету (Internet dependency) настораживающе велико. Так, согласно данным исследования Harris Interactive в США дети в возрасте от 8 до 18 лет проводят 44,5 часа в неделю в Интернете, что, по мнению многих родителей, лишает их возможности приобретения реального жизненного опыта. Похожая картина наблюдается в Японии, где исследование Министерства здравоохранения страны выявило состояние «привязанности к Интернету» у 6% учащихся средней и 9% учащихся старшей школы. Согласно данным агентства NIA, в Южной Корее насчитывается 160 000 детей в возрасте от 5 до 9 лет зависимых от Интернета. Такие дети могут выглядеть вполне жизнерадостными в процессе использования цифровых гаджетов; но нервными и рассеянными без них; воздерживаются или отказываются от принятия пищи, посещения туалета, ради продолжения игры онлайн.
В странах, где государство поддержала или финансировало подобные исследования, были реализованы государственные программы по предотвращению сетевой и цифровой зависимости у детей. Так, в Японии была создана система детских «диетических» городков, где дети, признанные интернет-зависимыми, занимаются активными видами отдыха, а также получают достаточное психологическое консультирование в условиях отсутствия Интернета. В Корее около 90% детей в возрасте от 3 до 5 лет уже в детском саду обучаются защищать себя от перегрузок при работе с цифровыми устройствами или Интернетом, контролировать привычки, связанные с рисками получить интернет-зависимость.
Профессор Кимберли Янг обращает внимание на то, что наибольший урон Интернет-зависимость наносит эмоциональному развитию ребенка. Поскольку доступные для ребенка или подростка в каждом доме цифровые гаджеты – это легкий способ спастись от отягощающих отношений с родителями, необходимости социализации, проблем с соучениками или преподавателями.
В помощь родителям, К. Янг предлагает перечень признаков, которые могут помочь распознать серьезную зависимость у ребенка:
В другой работе, «Понимание онлайн игровой зависимости и проблемы помощи подросткам», помимо более полного описания симптомов зависимости, Кимберли Янг отмечает, что психологическими жертвами Интернета чаще всего становятся подростки, поскольку именно они и являются целевой аудиторией рекламных кампаний разработчиков онлайн игр.
Здесь же автор говорит о важности тех усилий, которые могут приложить родители для помощи детям и подросткам в восстановлении нормального образа жизни. Необходимым условием при этом, является серьезность намерений и согласованность целей обоих родителей в семье. Родителям нужно учиться эффективным способам взаимодействия с ребенком, которые будут поддерживать его, не поощряя зависимое поведение. Например:
Последний пункт является ключевым в работе с любой зависимостью, так как именно недостаток эмоциональных связей с семьей является основным пусковым инструментом любого расстройства поведения у детей и подростков. Исследование китайских ученых в 2016 году, проведенное с привлечение 998 учеников средней и старшей школы в провинции Шанхай в Китае, подтвердило гипотезу о том, что удовлетворенность психологических потребностей детей является связующим звеном между уровнем жизненного стресса и интернет-зависимостью. То есть чем выше жизненный стресс, тем ниже уровень удовлетворенности психологических потребностей, вследствие чего создаются благоприятные условия для возникновения подростковой интернет-зависимости. Другая гипотеза китайских исследователей, о том, что способности ребенка к преодолению трудностей могут сыграть значительную роль в преодолении или предотвращении подобного расстройства поведения, была лишь частично подтверждена, а именно – уровень способностей ребенка к преодолению жизненных трудностей лишь незначительно понижает риски интернет-зависимости.
Поскольку уменьшение стресса является основным фактором в профилактике и лечении интернет-зависимости, семейная терапия может стать ключевым методом в борьбе с ней. Для терапевта важно научить всю семью тому, как они могут помочь зависимому, даже если ребенок не находится в терапии сам, по мнению Кимберли Янг.
Особенностью данного вида зависимости является тот факт, что в связи с невозможностью полностью исключить использование интернета из жизни клиента, модели абстинентного лечения не приемлемы.
Возможность использования других подходов в терапии интернет-зависимых описываются в статье «Результаты лечения интернет-зависимых».
- Основным методом, эффективность которого изучалась в ходе исследования была избрана когнитивно-бихевиоральная терапия (КБТ). Это краткосрочная, директивная, структурированная модель терапии, способствующая активизации самоисследования и изменению когнитивной структуры с подтверждением изменений на поведенческом уровне.
- К.Янг предполагает, что в последующих исследованиях необходимо сравнить результаты КБТ в лечении с другими подходами, такими как психоанализ, гештальт, групповая терапия для определения их эффективности.
Как видим, мировая психология и психиатрия располагают достаточным количеством данных теоретических и клинических исследований для того, чтобы успешно оказывать помощь интернет-зависимым детям, подросткам и взрослым. Главной же задачей специалистов в медицине, педагогике и психологии, равно как и заботой государственных социальных служб и организаций, является эффективная профилактическая работа с родителями, семьями, детьми и подростками для предотвращения причин, лежащих в основе данного явления.
Источники:
- Internet Addiction: Real or Virtual Reality? https://blogs.scientificamerican.com/mind-guest-blog/internet-addiction-real-or-virtual-reality/
- Stressful life events and adolescent Internet addiction: The mediating role of psychological needs satisfaction and the moderating role of coping style. http://www.sciencedirect.com/science/article/pii/S0747563216303971
- Young K.S. Parenting in the Digital Age: Strategies and Prevention. By Dr. Kimberly S. Young at Netaddiction.com http://netaddiction.com/childrenonline/
- Young K.S. Treatment outcomes using CBT-IA with Internet-addicted patients, CyberPsychology&Behaviour,2007, Vol.10, No.5; pp.671-679 http://netaddiction.com/wp-content/uploads/2013/12/CBT-IA.Outcomes.pdf
- Young K.S. Understanding Online Gaming Addiction and Treatment Issues for Adolescents. http://netaddiction.com/articles/Online_Gaming_Addiction.pdf
- Young K. Internet Addiction: The Emergence of a New Clinical Disorder. CyberPsychology & Behavior. 1998;1(3):237-244.
- Young, K. S. (1996). Psychology of computer use: XL. Addictive use of the Internet: A case that breaks the stereotype. Psychological Reports, 79(3), 899–902.
- Young, K. S. (2004). Internet addiction: A new clinical phenomena and its consequences. American Behavioral Scientist, 48, 402–415.
- Young, K. S. (2007). Cognitive-behavioral therapy with Internet addicts: Treatment outcomes and implications. CyberPsychology & Behavior, 10, 671–679.
- Young, K. S. (2010). Clinical assessment of Internet-addicted clients. In K. Young & C. Nabuco de Abreu (Eds.), Internet addiction: A handbook and guide for evaluation and treatment (pp. 19–34). New York, NY: Wiley.
- Young, K. S. (2011). CBT-IA: The first treatment model to address Internet addiction. Journal of Cognitive Therapy, 25, 304–312. Journal of Behavioral Addictions 2(4), pp. 209–215 (2013) | 215