Головицкая А.

Детский сон – мой опыт практического применения популярных подходов

Для многих родителей процесс укладывания ребенка спать сродни испытанию – казалось бы такой послушный и спокойный малыш вдруг становится абсолютно неуправляемым, перечень его требований принимает ультимативную форму, а время идет, и дневная усталость дает о себе знать. Если вы попадали в такую ситуацию, то этот материал, возможно, будет вам полезен.

Итак, почему наши ангельские детки превращаются в маленьких тиранов перед сном и почему родители так мало спят? Ведь очевидным является факт: если в семье проблемы со сном у ребенка, то проблемы со сном у всех членов семьи. И как тут не процитировать столь обсуждаемого родителями Комаровского: «Здоровый детский сон – это такой сон, когда сладко и комфортно всем – взрослым, и детям! Организация детского сна – это организация здорового сна всех членов семьи» [4].

Тема детского сна будоражит умы многих (если не сказать – большинства) родителей. В поисках информации мамы и папы читают множество книг, участвуют в семинарах, тренингах, просматривают вебинары, обращаются к тренерам по сну и сомнологам, либо же просто серфят на просторах интернета, отыскивая мнения таких же родителей и теории различных ученых. Но тут важно понимать, что в каждой семье и к каждому ребёнку, несмотря на кажущуюся универсальность теорий и подходов, отношение должно быть индивидуальным. То, что подходит одному, абсолютно не значит, что подойдет другому. И, конечно же, не следует слепо переносить все теории и идеи на своего ребенка, ожидая моментального положительного эффекта.

Почему же наши детки так сложно укладываются спать или почему часто просыпаются ночью и будят родителей своим плачем? Причин, конечно же, может быть несколько, но в этой статье я затрону так называемые «несоответствующие» ассоциации начала сна.

Я не буду углубляться в науку сна – литературы о циклах сна, которые чередуются на протяжении всей ночи – достаточно. Уточню лишь, что разница между детским и взрослым сном заключается в том, что дети просыпаются чаще ввиду того, что фазы сна у них короче, чем у взрослых (шестьдесят минут вместо девяноста), а у младенцев фаза быстрого сна длится в пять раз дольше, что позволяет им «раскладывать по папочкам» всю полученную днем новую информацию [2].

Как правильно уложить ребенка спать, чтобы он поспал подольше? Этот вопрос, пожалуй, один из самых популярных на всех мероприятиях и форумах, касающихся сна. И ключевое в этом вопросе – «уложить ребенка спать».

«Сонные» привычки

cute young baby toddler asleep with teddy bear

Фото 1. Источник: www.firestock.ru

Тот факт, что качество, да и количество, сна во многом зависит непосредственно от процесса засыпания, доказательству не подлежит. Но как же помочь ребенку правильно уснуть?

Тут важно учесть такое понятие как «ассоциации со сном», а точнее, «несоответствующие» ассоциации начала сна. Это классическое расстройство сна в детстве описано известным доктором Фербером. Каждый ребенок, равно как и взрослый, привыкает связывать с отходом ко сну определенные условия. Засыпать для ребенка – значит находится в конкретной комнате, лежать в конкретной кровати, возможно с привычной игрушкой (или просто – с игрушкой, а не без нее). Периодически просыпаясь ночью (а это происходит, по мнению ученых, со всеми детьми между циклами сна), большинство легко возвращаются ко сну, потому что условия, ассоциирующиеся с засыпанием, по-прежнему выполняются. Но если условия поменялись, ребенок не заснет, пока кто-то не поможет ему воспроизвести их [1].

Конечно же, каждый случай индивидуален, и не у всех детей развивается столь сильная зависимость от условий засыпания, чтобы это порождало проблемы. Но если отход ребёнка ко сну и ночные бодрствования беспокоят постоянно (тяжелый сон и засыпание во время болезни, путешествий, поездок в гости – не в счет), то можно попробовать изменить ассоциации, чтобы проснувшийся ночью малыш не оказался в непривычной ситуации. В идеале, проснувшись ночью, ребенок должен находиться там же, где и засыпал, в обществе тех же людей (или в их отсутствии): ему нужна уверенность, что после того, как он заснет, ничего непредвиденного не случится. Чтобы вновь погрузиться в сон, не нужны никакие действия. Ребенку не нужно осматриваться, звать родителей, сосать пустышку, есть, смотреть телевизор, слушать, упрашивать, требовать. Все, что нужно, – это улечься поудобнее и тут же перейти к следующему циклу сна [1].

Тот же Фербер предлагает в качестве одного из способов решения проблемы так называемый «метод затягивающегося ожидания», который заключается в том, что родители отказываются от «вредных» ассоциаций со сном, оставляя ребенка в условиях ночного сна, откладывая время своего подхода к плачущему ребенку [1]. По мнению автора, этот метод позволяет родителям проведывать плачущего ребенка, а не бросать его одного на всю ночь. Также, Ричард Фербер пишет, что при использовании метода следует соблюдать постепенный подход (увеличивать время своего «терпения» постепенно), а не следовать теории «дать ребенку прокричаться». По его словам, узнав, что малышу придется немного поплакать, многие переживают, не нанесет ли это ему психологической травмы. На что автор отвечает, что, если малыш поплачет, обучаясь новым навыкам, которые улучшат его сон, это не причинит ни малейшего ущерба его психике.

О важности правильных ассоциаций, связанных со сном, много написано в работах доктора Харви Карпа, наиболее популярным из которых являются «Самый счастливый младенец» [2]. Он также считает, что правильные атрибуты засыпания помогают ребенку быстро заснуть и дольше спать, при этом они просты в использовании, требуют минимальных усилий и от них легко отучить. В свою очередь неудачные ритуалы могут помочь малышу заснуть, но при этом их неудобно использовать, требуется много усилий и от них трудно отучить. Итак, Харви Карп предлагает включить у ребенка так называемый «рефлекс успокоения» путем использования «5 особых приемов»: пеленание, положение на боку/животе, белый шум, качание, сосание. Конечно же, эти приемы автор предлагает использовать для самых маленьких, позже убирая некоторые, а также дополняя перечень. Так, от 3 месяцев до года Карп предлагает добавить чтение и любимую вещицу (предмет для переноса внимания), позже – массаж, разговор по душам перед сном.

Тот же Карп предлагает, по его словам, «безумно разумный» метод «Будим, чтобы спать», который заключается в том, чтобы после «особых приемов», после того как ребенок окажется в своей кроватке, слегка потормошить его, чтобы он проснулся [2]. По мнению автора, эти несколько секунд полусонного бодрствования необходимы для того, чтобы малыш научился успокаиваться сам.

Помимо этого, Харви Карп также предлагает метод по принципу растягивания процесса ожидания, который называет «Звездочка мерцает с перерывами» и рекомендует использовать после 1,5 лет и после особых тренировок терпения ребенка. Итак, «мерцающая звездочка» представляет собой отложенную реакцию на просьбы ребенка. К примеру, ваш малыш просит в эн-ный раз воды перед сном, а вы ему говорите: «Конечно, милый, конечно!», но затем делаете вид будто что-то забыли и восклицаете: «Подожди! Я кое-что забыла! Я сейчас вернусь… очень быстро!». Скрываетесь из вида на 5 секунд, возвращаясь со словами «Мой малыш, прости, я не помню – чего ты хочешь?». В следующий раз вы исчезаете на 15 секунд и т.д. По мнению автора, за несколько дней можно растянуть период ожидания до минуты, а потом и до двух минут. В конце концов малыш поймет, что если он что-то просит, то это превращается в довольно скучную игру, которая не доставляет никакого удовольствия [2].

Конечно же, помимо «хитрых» приемчиков по усыплению малыша, специалисты по детскому сну рекомендуют учесть и необходимость соблюдения режима в течении дня (а мы знаем, что детки режим в виде повторяющихся действий любят – им так проще), и своеобразные ритуалы перед сном, настроенные на спокойную ночь.

2
Фото 2. Источник: www.shutterstock.com

Помимо этого, существует множество методов, заключающихся в создании всевозможных планов – плана сна ребенка, дневника ребенка и пр. [3] Они представляют собой грамотный и серьезный системный подход, но… также отнимают прилично времени и сил.

Практическое применение

При попытке применить на практике любой метод, сразу хочу внести ясность в части слепого копирования предлагаемых «секретиков», будь то специалист по сну, психолог или просто мамочка из соседнего подъезда. Ваше главное оружие – знания. Чем больше вы знаете, тем легче вам будет создать свою собственную философию детского воспитания [3].

Итак, начну с последнего. При всем моем уважении к планам, графикам, календарям и прогнозам, планы по сну ребенка я так и не составила. Ни для первого сына, ни для второго. Да, я разобралась в стадиях и нюансах, но приспособилась держать это все в голове (на крайний случай делала пометки в планере в телефоне). Времени на бОльшее мне просто не хватило.

Распорядок дня. Тут мне, любителю планировать и следовать графику, все просто. Не забывая рекомендации многих авторов относительно того, что грамотное укладывание начинается с просыпания, я корректирую время укладывания и планирую длительность сна с самого утра, определив с «какой ноги» встал мой ребенок и когда захочет снова сладко поспать в своей кроватке. Исключения конечно же есть – путешествия, гости, длительные поездки и пр.

«Сонные» ритуалы. Тут остановлюсь более подробнее. Конечно же, за час-полтора до сна мы прекращаем все очень активные игры. Но должна отметить, что именно вечером мой ребенок очень активный и чрезмерно подвижный, что создает определенные нюансы при попытке успокоить перед сном. Более того, вечерний душ или ванна также превращаются в довольно активное движение, и я белой завистью завидую тем, у кого малыш сидит спокойно в ванной и «готовится ко сну». Именно поэтому после банных процедур мой ребенок еще получает порцию какао с печенькой с целью успокоения. Далее – книга. Здесь нужно отметить, что мой старший сын книги и чтение очень любит. Сказки, стишки, рассказы – он благодарно поглощает все, что ему читают с интонациями и тактом. И если ранее я использовала некорректный, как сейчас считаю, подход – книжки читались до момента погружения в сон ребенка, то теперь мы сразу обсуждаем и договариваемся о количестве стишков/рассказиков/сказок, после чего ребенок засыпает без чтения. Раньше мы читали медленно, старались тихо бубнить все книжки как сонное заклинание, использовали всякие трюки в виде «сонных» книжек (кто не в курсе – есть и такие, разработанные психологами. У нас была «Кролик, который хочет спать»). Но все же сейчас, по прошествии времени, потраченного на изучение темы детского сна, считаю, что читать до полного засыпания не совсем верно. Во-первых, книжки – не значит сон, и вырабатывать такую связь не стоит. А во-вторых, обращаясь к ассоциациям со сном, засыпая под монотонное бубнение, ребенок, скорее всего, будет ожидать его и ночью во время своих пауз бодрствования.

3
Фото 3. Источник: www.shutterstock.com

После прочтенных книжек – поцелуй, слова любви и ласки, и уход из комнаты. Я стараюсь дать время на то, чтобы малыш уснул самостоятельно. Конечно, это абсолютно не означает, что я могу идти заниматься своими делами, а ребенок будет спокойно засыпать. В этот период обычно следуют просьбы попить/на горшок/поменять машинку, с которой спать/еще раз обнять. Я заверяю своего ребенка, что я всегда рядом, четко и честно объясняя, где буду находиться сама и что буду делать. Помимо этого, я предупреждаю, что буду подходить либо по его зову, либо сама с определенной периодичностью. И стараюсь сделать минимум два подхода до его засыпания. Перейти на такой режим помог метод, похожий на «Звездочка мерцает с перерывами».

Метод «будим чтобы спать» был отработан мною уже на втором, младшем ребенке. Конечно же, я укладываю спать в кроватку ребенка, который уже готов ко сну. Тут, по моему мнению, важно понимать, что, если вы перекладываете в кроватку сонного, но не спящего малыша, и он тут же начинает хныкать и возмущаться, не нужно оставлять его одного в своей тревоге и беспокойстве. Я беру сразу на руки и успокаиваю. Но если вы перекладываете малыша, и он спокойно остается в кроватке – практикуйте, вводите такой прием в свои «сонные» ритуалы.

Ну и о пяти «особых приемах» Харви Карпа. Я использовала некоторые комбинации: белый шум и сосание, белый шум и качание, белый шум и поза на животике. В качестве источника белого шума со старшим сыном мы использовали … пылесос (уверена, что соседи считали нас просто помешанными на чистоте и уборке), после рождения младшего я закачала соответствующие звуки в телефон и несколько разнообразила шумы ребенку. Но оба сына реагировали на белый шум мгновенным успокоением и затиханием.

А вот метод Фербера для меня оказался неприемлем. И даже не просто не возможен в использовании, а чужд в плане подхода. Ну не понимаю я, зачем даже в мягкой форме устраивать своему ребенку испытание отсутствием привязанности и создавать стрессовую ситуацию, а уж тем более на сон грядущий.

И напоследок…

Конечно же, взаимоотношения с малышом – это не «день сурка», представляющий собой череду монотонных, повторяющихся действий. Тут скорее наоборот – каждый день может подарить что-то новое и внести соответствующие коррективы, в детский сон – в том числе. И все эти корректировки следует воспринимать спокойно, изменяя «сонные» планы и прогнозы.

Еще раз хотелось бы подчеркнуть, что не бывает простых, линейных решений – в каждой ситуации, касающейся проблем с детским сном, решение будет свое, отличное от других детей/родителей/условий сна. Каждый ребенок – индивидуален, и стандартные подходы, схемы, решения не могут использоваться без поправки на уникальность. Важно не копировать успешные способы, а подобрать ключик, подходящий именно вашему ребенку, сохраняющий его комфорт, здоровье и подпитывающий такую важную и вдохновляющую на самостоятельность привязанность.

Литература

  1. Р. Фербер. Сон ребенка. Решение всех проблем. Пер. с англ. – М.: Альпина нон-фикшн, 2016.
  2. Х. Карп. Детский сон. Простые решения для родителей. Пер. с англ. – М.: Альпина нон-фикшн, 2016.
  3. Э. Пэнтли. Как уложить ребенка спать без слез. Пер. с анг. Д.М. Курмангалиева. – Минск: Попурри, 2014.
  4. Правила детского сна. Е. Комаровский. Видео https://www.youtube.com/watch?v=eq4MY7N6hTU

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *