Александр Потеряхин, детский и семейный психолог

Прежде всего хочу подчеркнуть, что слово «кризис» в названии этого периода жизни ребенка – на мой взгляд, явное преувеличение. Кризис в нашем сознании – это нечто негативное, то, чего нужно избегать, бояться. На самом деле любой «кризис» в жизни человека представляет собой всего лишь очередную ступеньку в развитии. И бояться или избегать его совсем не нужно. Это касается и кризиса негативизма детей. Родителям к нему нужно готовиться. Чтобы правильно воспринимать и понимать те изменения, которые происходят с их ребенком, правильно вести себя в отношении него. Но, раз уж традиционно в возрастной психологии используется это понятие, я тоже иногда буду называть эту ступеньку развития кризисом.

Кризис негативизма ребенок переживает не обязательно ровно в три года. Кризис трех лет – это понятие усредненное, условное. Некоторые ученые называют его еще «кризисом сепарации (т.е. отделения)». Он может начаться раньше, в 2,5 или даже в два года. Его длительность тоже индивидуальна для каждого ребенка.

Как же понять, что ваш ребенок переживает этот кризис? Авторы учебника по возрастной психологии А.К. Болотова и О.Н. Молчанова [1] указывают семь общепринятых симптомов, которые в крайне остром варианте проявляются следующим образом.

  1. Негативизм. Выражается в отказе подчиняться определенным требованиям конкретного взрослого. Людмила Петрановская подчеркивает, что «кризисом негативизма» это время называется потому, что самыми главными словами этого периода становятся НЕТ, НЕ хочу и НЕ буду» [5, С.117]. Ребенок не делает чего-то только потому, что это предложил ему определенный человек. Негативизм побуждает ребенка поступать даже вопреки своему желанию. Например, ребенок, который очень любит гулять, отказывается идти на прогулку, потому что это ему предложила мама. Главный мотив действия – сделать наоборот, т. е. прямо противоположное тому, что ему сказали.
  • Упрямство. Состоит в том, что ребенок настаивает на своем требовании, на своем решении, причем не потому, что ему этого очень хочется, а потому, что он сам об этом сказал взрослым, потому, что он этого потребовал и хочет, чтобы с его мнением считались. Мотивом упрямства является то, что ребенок связан своим первоначальным решением. Например, ребенка зовут с прогулки домой, он отказывается; но его убеждают, приводя различные доводы; однако он все равно не идет домой, потому что он уже отказался. Здесь проявляется новое отношению к собственной личности: он делает или не делает чего-то только потому, чтоон так сказал.
  • Строптивостьбезлична и направлена не против конкретного взрослого, а на всю ситуацию воспитания, против всей сложившейся системы отношений, против принятых в доме порядков и норм. Ребенок начинает отрицать все, что спокойно делал раньше, ему ничего не нравится, он всем недоволен. Вместо ласкового, послушного, мягкого ребенка он становится строптивым существом, сопротивляясь всему, что с ним делают.
  • Своеволиезаключается в чрезмерном стремлении к самостоятельности: ребенок хочет все делать и решать сам. Это желание действовать самостоятельно часто не соответствует возможностям ребенка, поэтому родители сопротивляются реакции «Я сам», что вызывает дополнительные конфликты со взрослыми.
  • Протестбунтпроявляется в регулярных конфликтах, частых ссорах с родителями, дети как бы постоянно находятся в состоянии войны со взрослыми.
  • Обесценивание взрослыхвыражается в отрицательном отношении к близким взрослым, в первую очередь к родителям: «ты плохой», «я с тобой дружить не буду», «дура» и проч. В лексиконе ребенка появляются слова и термины, которые означают все плохое, отрицательное, и все это относится к людям или вещам (например, игрушкам), которые сами по себе никакой неприятности ребенку не приносят.
  • Деспотизмвыражается в том, что ребенок изыскивает множество способов, чтобы проявить власть по отношению к близким. Ребенок, например, жестко диктует, что он будет есть, а что не будет, может мама уйти из дома или нет и т. д. Если в семье несколько детей, вместо деспотизма может возникать ревность. Та же тенденция к власти здесь выступает как источник нетерпимого отношения к другим детям, которые не имеют почти никаких прав в семье с точки зрения маленького деспота.

В реальной картине поведения ребенка эти симптомы тесно переплетаются. «Златокудрый ангелочек на глазах превращается в чертика? На все предложения вы слышите однозначно «неть!»? Уговорить ребенка сделать что-то привычное: проснуться, умыться, одеться, собраться, пойти на прогулку –  стало просто нереальным? Истерики вошли в вашу повседневную жизнь прочно и надолго?» [3]. Если это так, то я вас поздравляю: ваш «ангелочек» вырос и преодолевает важную ступень личностного развития. И, не смотря ни на что, у родителей есть основания радоваться, ведь из этого кризиса ребенок вынесет чрезвычайно значимые для последующей жизни личностные приобретения: настойчивость, силу воли, самостоятельность, уверенность в себе, умение отстаивать свою точку зрения и др.

В распознании кризиса негативизма помогут типичные поведенческие признаки. «Вы столкнулись с кризисом 3 лет, если ребенок:

  • постоянно проверяет границы дозволенного;
  • устраивает истерики по любому поводу и без;
  • требует купить нужную ему игрушку, рыдая и катаясь по полу в магазине;
  • на прогулке убегает в противоположную от вас сторону;
  • не реагирует на просьбы и слово «нельзя»;
  • негативно воспринимает любые ваши предложения;
  • на все отвечает «нет», «не хочу», «не буду»;
  • пытается все делать самостоятельно и по-своему: сам натягивает куртку, сам садится есть, если что-то не получается — закатывает истерику;
  • не поддается переубеждению»[4].

Хочу еще раз отметить, что указанные симптомы кризиса описаны в своем крайнем проявлении. Далеко не все дети переживают этот кризис так остро и не все симптомы могут наблюдаться у вашего ребенка. Врач-психолог Ярослав Драб в своей книге для родителей пишет, что «понять, когда у ребенка начался кризис, задача не простая: у одних он протекает ярче, дети становятся непослушными, капризными и слишком «самостоятельными»; у других это менее заметно» [2, С. 157]. Или, как отмечает Людмила Петрановская, «не все дети используют свое право на кризис негативизма на полную катушку» [5, С. 117]. Острота кризиса, на мой взгляд, зависит от множества факторов, среди которых в первую очередь нужно указать следующие:

– надежность эмоциональной связи с родителями, сформированной в предыдущий период жизни ребенка, особенно в период до одного года;

– благополучие семьи в самом широком смысле, атмосфера семейного общения;

– особенности темперамента и формирующегося характера ребенка;

– психологическая компетентность и авторитет родителей в глазах ребенка;

Итак, добро пожаловать в клуб знатоков возрастных кризисов! Если вы фиксируете рассмотренные поведенческие признаки и симптомы у вашего малыша, то вы понимаете самое главное – ребенок не изводит вас специально! Просто он следует программе взросления, отделения от родителей, которая заложена в его подсознании. И вам нужно помочь ему благополучно пройти этот сложный период. О том, как это сделать, читайте в следующих публикациях.

Литература:

  1. Болотова А.К., Молчанова О.Н. Психология развития и возрастная психология: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения. – СПб: Питер, 2018. – 512 с.
  2. Драб Я. М. Мне 2 года. – Х.: Изд. Группа «основа», 2017. – 189 с.
  3. Кризис трех лет: инструкция по выживанию. – http://www.uaua.info/ot-3-do-6/psihologiya-i-vospitanie-ot-3-do-6/news-37204-krizis-treh-let-instruktsiya-po-vyzhivaniyu/
  4. Кризис трех лет у ребенка. – https://www.huggies.u/library/vospitanie/sovety-po-vospitaniyu/krizis-3-h-let/
  5. Петрановская Л.В. Тайная опора: привязанность в жизни ребенка. – М.: АСТ, 2015. – 288 с.

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *